Цифровая съемка произведений искусства. Проблемы сохранения и использования культурного наследия

Проблемы учета и атрибуции, реставрации и др. произведений искусства, а также развитие различных способов их использования можно решить на основе высококачественной цифровой фотосъемки фондов

20.09.2009

П.В. Жуков, А.Б. Семенюта, А.В. Белобородов, В.В. Определенов

В общем виде, проблемы, касающиеся культурного наследия, можно разделить на два больших блока: сохранение и учет культурного наследия, а также его использование и доступность широкой аудитории.

Хранение и учет Музейного фонда в России является децентрализованным и осуществляется через музейную сеть. Идентификацию большей части музейных предметов осуществить однозначно невозможно. Состав учётной документации не позволяет однозначно идентифицировать предметы и, следовательно, в случае необходимости обеспечить юридическую защиту государственной собственности.

Использование же, в части экспонирования, в силу различных обстоятельств, производится только на 5-10% от общего объема фондов. Немногочисленные выставки не позволяют охватить по времени и по объему фонды, многие работы вообще никогда не выставлялись.

Сохранение и учет культурного наследия может решаться путем создания и использования паспортов произведений искусства на основе специализированной высокоразрешающей цифровой фотосъемки общих видов и фрагментов. Централизованное хранение паспортов и цифровых изображений в едином центре даст возможность оперативного анализа и проверки соответствия предметов искусства.

Применение цифровых изображений происходит крайне ограниченно, в основном, только в крупных музеях в центральном регионе. Наличие цифровых материалов позволяет существенно повысить культурный уровень населения посредством создания различных видов иллюстративного материала, используемого в учебных и образовательных целях.

Проблема использования цифровых изображений решается созданием тематических баз данных на основе интернет -технологий, что позволит не только расширить атрибутивную научную базу, но и повысить общий объем доступных коллекций.

Решение данных вопросов подразумевает комплексный подход на всех этапах: создание специального оборудования, выработки методик и регламентов, получения высококачественных цифровых изображений, создания, хранения и использования паспортов, создания электронных каталогов.

ЗАЧЕМ НУЖНА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННАЯ ЦИФРОВАЯ СЪЕМКА

Проблемы учета и атрибуции, реставрации и др. произведений искусства, а также развитие различных способов их использования можно решить на основе высококачественной цифровой фотосъемки фондов.

Для решения указанных выше проблем необходимо использовать оборудование со следующим перечнем основных параметров:

На данный момент решены следующие задачи.

Разработана технология для высокоточной цифровой съемки произведений искусства.

Выработана идеология паспортизации произведений искусства - комплекс мер по сохранению и идентификации предметов искусства.

Создан программно-технический комплекс фиксации фрагментов произведения искусства с указанием координат, как в экспозиции, так и в запасниках музеев.

Реализована собственная система формирования электронных каталогов и сайтов.

Кроме того, оборудование обеспечивает достаточно высокую производительность работ, мобильность и возможность осуществления оцифровки картин в залах музеев без проведения их демонтажа.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ СЪЕМКИ «ГРУППЫ ЭПОС»

Наиболее важным элементом технологии является специальный оптический адаптер, устанавливающийся на цифровую камеру. Оптический адаптер располагается между камерой и объективом и обеспечивает сканирование объекта. В результате имеется возможность последовательно получить несколько цифровых кадров исследуемого оригинала с заданным перекрытием.

Разработанное программное обеспечение для соединения фрагментов изображения обеспечивает несколько этапов цифровой обработки: оптимизацию положения, геометрическую трансформацию и тоновую коррекцию элементарных кадров. В результате работы программы получаются цифровые копии оригиналов, отвечающие по качеству и объему информации самым высоким требованиям нормативных документов и специалистов в области экспертизы и атрибуции произведений искусства.

Уровень соответствия цифровых копий оригиналам таково, что позволяет обеспечить высококачественное репродуцирование. Благодаря оригинальной технологии цифровой фотосъемки имеется возможность получать цифровые копии оригиналов с информационной емкостью 200 и более миллионов точек.

Кроме того, разработаны и применяются технология и программное обеспечение для управления цветом всего процесса воспроизведения репродукций культурных ценностей. Управление цветом осуществляется на всех этапах: регистрации, обработки изображения и репродуцирования предметов искусства.

Основная особенность данной технологии заключается в возможности оцифровывать художественные оригиналы большого формата с высокой цветовой точностью (при достаточно высокой производительности). При этом выполняется первостепенное требование сохранения музейных экспонатов - малое световое воздействие на подлинные полотна, бумажные листы, ветхие документы, угасающие рукописи, редкие фотоматериалы.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «ГРУППЕ ЭПОС»

ЗАО «Группа ЭПОС» (далее ЭПОС) - российская технологическая компания, одним из направлений деятельности которой, является разработка оптико-электронных систем регистрации и цифровой обработки изображений.

Оптические системы, разрабатываемые ЭПОС, представлены целым рядом приборов, многие из которых в настоящее время серийно выпускаются в интересах ряда организаций. Компания ЭПОС проводит собственными силами разработки оптических, микроэлектронных и цифровых систем. Кроме того, компания располагает группой высококвалифицированных программистов, специализирующихся в области цифровой обработки изображения.

Особое внимание в последнее время компания уделяет вопросам развития информационных технологий в области культуры. Разработанные компанией технологии и оборудование нашли широкое применение в деятельности музеев и библиотек.

ЗАО «Группа ЭПОС» предлагает решение всех технологических и организационных вопросов.

ЗАО «Группа ЭПОС» имеет большой опыт сотрудничества с крупными музеями и библиотеками Росси по вопросам создания высокоточных цифровых архивов культурных ценностей. В настоящее время комплексы «ЭПОС» установлены в ГМИИ имени А. С. Пушкина и Российской государственной библиотеке, где совместно с искусствоведами и научными работниками осуществляются издательские и научные проекты.

РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

В качестве примера, ниже приведен ряд основных проектов, реализованных ЗАО «Группа ЭПОС» за последний год:

Научно-информационный электронный каталог собрания британской гравюры XVIII-XIX веков (www.britishprints.ru)
В каталог вошли 700 произведений печатной графики различных жанров, созданные известными английскими и шотландскими художниками.

Научно-информационный электронный каталог «Русская гравюра XVIII - первой половины XIX веков» (www.russianprints.ru)
Русская гравюра из Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет собой тематическую подборку гравированных оттисков, созданных в период с начала XVIII по середину ХIХвеков.

Проект «АРТ-ТУР. Шедевры ГМИИ имени А. С. Пушкина на улицах Москвы»
50 высококачественных копий на улицах Москвы, изготовленных с применением новейших технологий по оцифровке произведений искусства ЗАО «Группа ЭПОС» и цифровой печати компании Hewlett-Packard.

Поезд «Акварель» с шедеврами Русского музея
Репродукции 35 акварельных работ из собрания Государственного Русского музея с 13 мая 2009 года включены в экспозицию поезда московского метрополитена «Акварель», который курсирует по Арбатско-Покровской линии.

Проект «АРТ-ТУР. Шедевры Русского Музея. Великие художники России на улицах Москвы и Санкт-Петербурга»
Копии 120-ти шедевров из собрания Русского Музея представлены на улицах Москвы и Санкт-Петербурга в период лета-осени 2009 года.