У цифровых истоков широкоформатного искусства.
Многие из нас хотели бы прикоснуться к шедеврам изобразительного искусства. Это стремление может быть обусловлено различными целями - от украшения интерьера или создания эксклюзивного подарка до поисков вдохновения от любимых произведений. Поэтому во все времена создавались копии великих шедевров. Для этого использовались различные способы: рисунок, гравюра, живопись, фоторепродуцирование. На сегодняшний день уровень развития технологий позволяет создавать репродукции с помощью цифровой широкоформатной печати и неплохо на этом зарабатывать. Однако для получения высококачественной копии необходим, прежде всего, соответствующий файл, получить который не всегда просто. Возраст музейных экспонатов зачастую измеряется сотнями лет, и потому их оцифровка традиционными методами не представляется возможной. Об одной из наиболее современных технологий, разработанных российскими специалистами для оцифровки произведений искусства, мы и расскажем в статье.
Струйная широкоформатная печать
одна из самых быстроразвивающихся полиграфических технологий. Расширенный ассортимент печатных носителей, инновационные типы чернил, высочайшее разрешение и стабильность цветовоспроизведения способны удовлетворить самые высокие требования профессионалов.
Но печать - лишь один из этапов получения высококачественной копии. Базовым элементом всего технологического процесса является цифровое изображение, которое должно отвечать высочайшим требованиям к качеству воспроизведения. Это особенно актуально для файлов, которые используются при создании репродукций, предназначенных для интерьерного экспонирования.
Основными требованиями к таким изображениям являются высокая информационная емкость и точность цветопередачи. Например, для интерьерной работы формата А2 необходимо изображение с минимальной информационной емкостью 35 млн точек. Для сравнения: эффективная информационная емкость слайда 9x12 см - 30-40 млн точек, а профессиональные зеркальные цифровые камеры обеспечивают в лучшем случае 20-25 млн точек. Технологии сканирования планшетными сканерами мы не рассматриваем ввиду неприменимости при работе с произведениями искусства.
А если возникает необходимость репродуцировать картину метр на метр?
Необходимая минимальная информационная емкость вырастает в этом случае до 140 млн точек.
Научно-производственная компания «Группа ЭПОС» разработала и успешно применяет технологию, которая позволяет снимать с высоким разрешением графику и живопись размером до 2 м по ширине.
Запатентованная технология прошла более чем десятилетний путь развития, начало которому положило первое сотрудничество с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Во второй половине 90-х гг. прошлого столетия вышло в свет подарочное факсимильное издание «Рембрандт. Евангельские сюжеты», ставшее в то время сенсацией в кругах как музейных специалистов, так и профессионалов в области печати. Сканирование оригинальных офортов существующими на тот момент способами не представлялось возможным ввиду того, что за более чем четырехсотлетний период храпении бумага стала хруп-кон, а краска местами потеряла пигментную составляющую. Специалистами компании был разработан реп-родукционный сканер с уникальной технологией спектрального (RGB) осветительного модуля, воздействие которого на ветхие оригиналы соответствовало государственным нормативам по работе с музейными ценностями, и получаемые изображения имели достаточную информационную емкость.
Одним из ключевых достоинств этой технологии было отсутствие разрушающих теплового и светового воздействий, присущих традиционным способам сканирования, что и не позволяет использовать их при работе с музейными ценностями. Однако недостатком разработки был непосредственный контакт с оригиналом.
В это время началось активное развитие цифровых фотокамер и компанией «Группа ЭПОС» было найдено впоследствии запатентованное уникальное технологическое решение по созданию изображения необходимой информационной емкости с помощью цифровой матрицы. Суть технологии заключается в использовании специального оптико-электронного адаптера, который соединяется со стандартной цифровой камерой. Специализированное программное обеспечение (ПО) управляет совместной работой адаптера и камеры. Получение необходимой информационной емкости достигается за счет разделения плоскости съемки на сектора и их последовательной фиксации. Затем разработанное ПО осуществляет формирование целостного изображения из элементарных кадров, устраняя геометрические искажения и неравномерность освещенности.
Важнейшим фактором и частью технологии проведения репросъемки является равномерное освещение с отсутствием излучения в ИК- и УФ-диапазонах. Были разработаны специализированные «холодные» осветители с заданной и стабильной цветовой температурой, позволяющие проводить съемку с освещенностью не более 300 люкс, что удовлетворяет самым строгим музейным требованиям.
Точность цветопередачи достигается за счет сквозной калибровки комплекса. Автоматический контроль цвета осуществляется по контрольной таблице с заданными образцами цветов.
В результате проведения репросьемки формируется мастер-архив изображений в формате TIFF-1бВ Adobe RGB. В последствии изображения из мастер-архива могут быть применены для любых целей - от реставрационно-научных до использования в редакционно-издательских и интернет-проектах.
В настоящее время наша компания сотрудничает с ГМИИ им. А.С. Пушкина, Российской государственной библиотекой, музеем В .А, Тропинина и московских художников его времени, Центральной московской городской библиотекой им. А.Н. Некрасова, Московской государственной картинной галереей A.M. Шилова, Государственным музеем-заповедником «Царицыно», Вологодской областной картинной галереей, Ивановским областным музеем, Кировским областным художественным музеем им. В.М. и A.M. Васнецовых, Краснодарским краевым художественным музеем им. ФА. Коваленко, Нижегородским государственным художественным музеем, Самарским областным музеем, Саратовским государственным художественным музеем им. А.Н. Радищева, Тульским музеем изобразительных искусств, Ярославским художественном музеем, а также частными московскими художественными гале-реями и современными художниками.
Недавно был осуществлен широкомасштабный проект с участием компаний «Группа ЭПОС» и Hewlett-Packard - «Арт-Тур. Шедевры на улицах Москвы». В рамках данного проекта была проведена цифровая репросъемка 52 знаменитых шедевров из собрания ГМИИ мм. А.С. Пушкина размером от 40x60 см до 1.5x2 м с информационной емкостью 150-300 млн точек, создан мастер-архив, проведена предпечатная подготовка и осуществлена струйная широкоформатная печать на принтере HP Designget Z6100. Широкоформатные копии картин, оформленные в музейные рамы, в настоящее время экспонируются на центральных улицах Москвы.